Воскресенье, 04.12.2016, 08:54Приветствую Вас Гость | RSS
Современный русский язык и его история
Меню сайта
Категории каталога
Лексикология
Фразеология
Словообразование
Фонетика
Морфология
Реклама
Случайные статьи
Правописание частиц же, ли, бы, -таки, -на, постфиксов -то, -либо, -нибудь, префикса кое-.МЕЖДОМЕТИЕ.
Значение и употребление частиц не и ни.
Первообразные и производные предлоги.
Классификация словобразовательных типов в русском языке
Исторические изменения в морфемном составе и словообразовательной структуре русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения активного пассивного запаса.
Наш опрос
Имеете ли Вы свой веб сайт в Интернете?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Пришельцы: 1
Свои люди: 0

Современный русский язык


Главная » Статьи » Словообразование

Виды глагола. Типы видовой корреляции

Глаголы, не содержащие в своем значении такого указания, называются глаголами несовершенного вида (пел, го¬ворил, строил, писал, делал).
Видовые значения имеют чисто грамматический характер и вы¬ражаются главным образом посредством суффиксов и приставок.

Соотношение форм глаголов совершенного и несовершенного вида при одном и том же лексическом значении находит свое выра¬жение в п а р н ы х (бинарных) сочетаниях:

1) образование видовых пар при помощи суффиксов:
                                                                                                                                                             
-ыва-: (-ива-)         -а-:  разбрасывать — разбросать, угадывать— угадать, замазывать -                                                                                                         замазать,

          -и-:                          отпиливать — отпилить,   закусывать —закусить,    раскрашивать
                                     - раскрасить       
              _-ну-:                     отталкивать - оттолкнуть, подми¬гивать - подмигнуть, встряхивать— встряхнуть
                                           
         -и-:                          писать-- лишить,  проверять — проверить,     исце¬лять — исцелить                                                               -а-  :   -е-:                    сгорать — сгореть, закипать — закипеть
       -ну-:                     толкать—толкнуть, шагать —шагнуть, мигать — мигнуть и.т.д.

 

2) образование видовых пар  при  помощи  приставок:
 
с - : делать- сделать, плясать-плясать, варить-сварить;
по -:       любить — полюбить, стареть — постареть, бледнеть - побледнеть 
о - :     слепнуть — ослепнуть, цепенеть — оцепенеть, коченеть—
окоченеть  
из- (с-)   пачкать — испачкать,  портить — испортить,  печь —
испечь
и.  т.  д.
Кроме указанных выше средств, видовые пары образуются при. помощи переноса ударения (отрезать — отрезать, вы¬сыпать — высыпать), а также посредством супплетивных форм (брать — взять, говорить — сказать).
Упражнение. От форм несовершенного вида суффиксом -ыва-(-ива-)
образуйте с помощью подходящих суффиксов формы совершенного вида.

       Образец:
-ыва-(-ива-)   - а -:   разведывать — разведать   и .  т.  д,
-ызор-е - еор-ева-ть;
-ыва- (-ива-) - и-: заканчивать — закончить и . т. д.
-ыва-(-ива-)- ну -: выскальзывать — выскользнуть и т. д.
      Усиливать, воспитывать, откидывать, завораживать, суживать, рассказывать, встряхивать, завешивать, наматывать, заканчивать, разбрасывать, затягивать, перебрасывать, восстанавливать, опла¬кивать, пересчитывать, застегивать, застраивать, отвинчивать, подмигивать, подтрунивать, пересчитывать, подталкивать, изнаши¬вать, расстраивать, отмеривать, выскальзывать, подкладывать, по¬гуливать, расспрашивать, разведывать, накачивать, впрыскивать.

         Упражнение. Образуйте видовые пары. Весь материал распределите по типам соотносительности между суффиксами и сделайте запись по образцу предыдущего упражнения.

Бросать, кончать, шагать, зевать, решать, лишать, мотать, кивать, прощать, срубать, толкать, мигать, одобрять, нагружать, качать, швырять, посещать, обращать, метать, стрелять, укра¬шать, заряжать, стучать, читать, чихать, закипать, ограждать, исправлять, махать, дергать, гулять, закупать, обвинять, хватать, двигать.

Упражнение. Образуйте от данных глаголов с помощью подходящих приставок соотносительные формы совершенного вида. Полученные видовые пары запишите, группируя их по приставкам. Используйте только такие при¬ставки, которые не изменяют лексического значения глаголов, выражая лишь грамматическое значение совершенного вида.

Готовить, слепнуть, делать, седеть, чернеть, шить, сеягь, жа¬рить, печь, молодеть, плясать, стареть, глохнуть, строить, то¬пить, дряхлеть, красить, пачкать, чинить, мучить, варить, пор¬тить, бледнеть, костенеть, любить, коченеть, расходовать, пря¬тать, цепенеть.


Категория: Словообразование | Добавил: lindrik (17.09.2008)
Просмотров: 9306 | Рейтинг: 2.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Реклама
Наши партнеры
filmy z drona Warszawa, na | powietrzne pompy ciep?a, wielu inwestor?w uwa?a