Воскресенье, 04.12.2016, 08:53Приветствую Вас Гость | RSS
Современный русский язык и его история
Меню сайта
Категории каталога
Лексикология
Фразеология
Словообразование
Фонетика
Морфология
Реклама
Случайные статьи
Правописание частиц же, ли, бы, -таки, -на, постфиксов -то, -либо, -нибудь, префикса кое-.МЕЖДОМЕТИЕ.
Значение и употребление частиц не и ни.
Первообразные и производные предлоги.
Классификация словобразовательных типов в русском языке
Исторические изменения в морфемном составе и словообразовательной структуре русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения активного пассивного запаса.
Наш опрос
Считаете ли вы русский язык легким?
Всего ответов: 1012
Статистика

Онлайн всего: 1
Пришельцы: 1
Свои люди: 0

Современный русский язык


Главная » Статьи » Словообразование

Правописание местоимений.

Необходимо отличать предложные формы местоимений от омонимичных им союзов и наречий: за чем — зачем, за то — зато, при чем — причем, при том — притом, не зачем — незачем и т. д.,

например: За чем пойдешь, то и найдешь. -  Зачем вы посетили нас?; Ты в ответе за то.- Зато отдохнем; При чем был, при том и остался. — Путь тяжелый, притом и опасный.-  Задание выполнено,   причем   досрочно; Не  за чем спрятаться, —Незачем прятаться.
Примечание.

Просторечное  нипочем служит синонимом наречия никак. (Нипочем «никак» не слушает бабушку) и  наречия дешево  (Продают нипочем  «дешево»).
2. В отрицательных и неопределенных местоимениях не бывает
всегда под  ударением,   а ни  в безударном    поло-.
ж е н и и.   Эти частицы при   отсутствии   предлогов
пишутся с данными местоимениями слитно,    а   п р и   наличии    предлогов — раздельно,   например:    ничему—нечему; ни к чему — не к чему; никем —некем; ни. за кем – не за кем; ничей - ни с чьей; никакого - ни с какого.
Примечание: 

Необходимо отличать местоименные словосочетания  не кто иной, как... — не что иное, как... от словосочетаний никто иной— ничто иное. В первом случае налицо частица не, во втором — приставка ни- 'в составе отрицательного местоимения. Например: Не кто иной, как мы с тобой в ответе за общее дело. — Никто иной, кроме тебя, не знает этой дороги; Твой поступок — не что иное, как измена. — Ничто иное, кроме профессии учителя, не могло бы стать моим призванием.
3. Неопределенные местоимения с постфиксами - то, - нибудь ,-либо и префиксом кое- пишутся через   дефис: кто-то, ка¬кой-нибудь, чей-либо, кое-что.
   
Примечание.

Предложные формы местоимений с префиксом кое-  пишутся  через дефис:
кое о чем, кое за чем, кое о ком.
Упражнение. Поставьте вопросы к данным предложениям, употребляя в них наречие зачем или местоименную форму за чем. Вопросы и ответы за¬пишите, подчеркивая указанные омонимы.

Образец.   За чем    ты пришел ко мне? —    пришел к тебе за своей книгой.— Зачем ты пришел ко мне? Я при¬шел к тебе по серьезному делу.
1..Я пришел к тебе за своей книгой. — Я пришел к тебе по серьезному делу. 2. Брат поехал в город на прием к председателю райисполкома. — Брат поехал в город за свежими газетами. 3. Инженер отправил своего помощника в конструкторское бюро за чертежами. — Инженер отправил своего помощника в конструктор¬ское бюро для решения спорных вопросов. 4. Мальчика послали в магазин купить хлеба и молока. — Мальчика послали в магазин за хлебом и молоком. 5. Учитель вернулся в класс за забытым журналом. — Учитель вернулся в класс, чтобы взять забытый журнал.
Упражнение. Составьте по три предложения с каждым из следующих омонимов: за то — зато, при чем — причем, при том, — притом, не за чем — незачем.
Упражнение. Составьте предложения  с  местоименными формами.
Ничто — нечто, ничего — нечего , ни от чего — не от чего, ни из чего — не из чего, ничему — нечему, ни к чему — не к чему, ни во что — не во что, ничем — нечем, ни с чем — не с чем, ни о чем — не о чем, ни в чем — не в чем.
Упражнение. Составьте по 2—3 предложения с фразеологизированными формами и фразеологическими местоименными словосочетаниями.
Про  себя, ни при чем, никто иной , ничто иное, не кто иной, как, не что иное, как., какой бы то ни было, какой ни на есть, во что бы то ни стало, все равно , сам не свой.
Упражнение. Прочтите высказывания К. Д. Ушинского («Родное слово. Книга для учащих»). Выделите местоимения и укажите их особенности, выясняя: I) соотносительность с существительным и прилагательным, 2) син¬таксическую роль,3) формы рода, числа и падежа, 4) лексико-семантический разряд, 5) особенности употребления, 6) отношение к явлениям фразеологизации 7) правописание.

I. Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей един¬ственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка. 2. Изучение каждого предмета передается ребенку, усваивается им и выражается всегда в форме слова. Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого пред¬мета. 3. Что такое наглядное обучение? Да это такое учение, кото¬рое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком, бу¬дут ли эти образы восприняты при самом учении или прежде, са¬мостоятельным наблюдением...


Категория: Словообразование | Добавил: lindrik (17.09.2008)
Просмотров: 12785 | Рейтинг: 3.8/10 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Реклама
Наши партнеры
продажа авто комиссионный магазин, вс в тольятти изготовление упаковки из пенопласта ссылка покупайте