Суббота, 10.12.2016, 23:30Приветствую Вас Гость | RSS
Современный русский язык и его история
Меню сайта
Категории каталога
Лексикология
Фразеология
Словообразование
Фонетика
Морфология
Реклама
Случайные статьи
Правописание частиц же, ли, бы, -таки, -на, постфиксов -то, -либо, -нибудь, префикса кое-.МЕЖДОМЕТИЕ.
Значение и употребление частиц не и ни.
Первообразные и производные предлоги.
Классификация словобразовательных типов в русском языке
Исторические изменения в морфемном составе и словообразовательной структуре русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения активного пассивного запаса.
Наш опрос
Имеете ли Вы свой веб сайт в Интернете?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 2
Пришельцы: 2
Свои люди: 0

Современный русский язык


Главная » Статьи » Словообразование

Правописание безударных гласных, входящих в систему чередований.

1. Корень -раст- — -рост- в безударном положении пишется с буквой а при наличии в нем сочетания ст(щ). При отсутствии этого сочетания пишется буква о, например: растение, произрастать, выращенный, выросший, росли, поросль в т. д.
       Примечание.
Слова росток, Ростов, ростовщик, Ростислав пишутся с буквой о, а слово
отрасль — с буквой а.
       2. Корень -лаг- — -лож- в безударном положении пишется с буквой а при наличии в нем согласного г и с буквой о при наличии в нем согласного ж, например: сложение, слагаемое, приложение, првлаге:че2ьное, излагать, изложить в т. д.
       3. Корень  -кас- -кос- пишется с буквой а, если за ним идет гласная а, и с буквой о, если за ним следует согласный н, например: касаться, касание, касательная, коснуться, прикоснуться, прикосновение и т. д.
       4. Корень -скак(ч) - скоч(к)- в безударном положении пишется с буквой а, если за гласным корня следует к, и с буквой о, если за этим гласным идет ч, например: выскочить, перескочить, скакать, на скаку.
       5. В корне –гар - гор- в безударном положении пишется буква о, например: гореть, загорелый, сгорание, загораться.
       6. Корень –равн - ровн- в безударном положении пишется с буквой а, если слово с этим корнем сближается со значениями «одинаковый», «равный», и с буквой о, если слово с этим корнем сближается со значениями  «гладкий» , «ровный» , «прямой», например: сравнение, равнозначный, равновесие, равнение, равнина, ровнять (дорогу), уровень, выровнять (грядки)
       7. Корень –мак - мок- в безударном положении пишется с буквой а, если слово с этим корнем сближается со значением «опустить в жидкость», и с буквой о, если слово с этим корнем сближается со значением «пропускать жидкость», например: обмакнуть перо, макать сухарь, ботинки промокают, промокательная бумага.
       8. В корне –план - плов- буква о пишется только в словах пловец и пловчиха. В других словах с этим корнем пишется буква а: поплавок, плавник, плавучий.
       9. В корне –зар - зор- в безударном положении пишется буква а, например: заря, озарять, зарница, озарение.

Правила правописания гласных и — е
       1. В глагольных корнях –бир - бер-, -тир - тер-, -пир - пер-, -дир - дер-, -мир - мер-, -блист -блест-, -стил - -стел- пишется и, если за корнем следует а. В других случаях пишется е, например:  убирать — уберу, растирать -— растереть, запирать — запереть, отдирать — отдеру, замирать — замер, постилать — стелить, блистать — блестеть.
       2. В вариантах корней -жиг-, -жим-, -жин-, -чит-, -чин-,-ним-, -клин-, -пин- в безударном положении может быть только и, например: обжигать, разжигать, пожинать, прочитать, починить, отнимать, заклинать, распинать, вычитание, сочинение, сжимание, обжигание.

      Примечание.
Слово сочетать и производные от него имеют в корне е.
       Упражнение. Спишите примеры, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните корни в словах с пропущенной буквой и объясните правописание.
        I. 1. Года р..стут и умирают в этом растянутом березовом краю.2. Там, оз. .ряя голый лес, луна, что каменное тесто, ползет на тонкий край небес. 3. Скучные Малаховы курганы зар. .сли куриной слепотой. 4. И все р..вно я выберусь из кручи. друзья мои, р. .весники  мои, ведь иногда я падаю, чтоб лучше узнать цвета и запахи земли. 5. Сосны там, где и были, там, где вьюги метут. Если их не срубили, то, наверно, р. .стут.
                                                                                                               (А. Прокофьев.)
       II 1. Перед нами расст..лалась болотная  р..внина. 2. Тылы распол. .гались в рощице.                        З. Я пол. .жил руку ему на плечо и позвал его.
(В. Субботин.)
       III. 1. Я пол..жу в твои родные руки все сказки мира, все его науки. 2. Вырезают на льду сестренки звезды армии и сердца, ур. .внения и шестеренки.
(Я. Смеляков.)
       IV. 1. Имел он счастливый талант к..снуться до всего слегка.(А. С. Пушкин.) 2. Любви все возр..сты покорны. (А. С. Пушкин.) 3. Был он когда-то хороший пл. .вец, реку переплывал без отдыха. (Ф. Гладков.) 4. Недалеко от перекрестка, в переулке, г. .рели дома и лавки, пожар уж дог. .рал.                                                                                                                              (Л. Н. Толстой.)
       Упражнение. Напишите небольшое сочинение на тему «Школьная экскурсия в лес», используя нижеприведенные слова.
       Собираться, выбирать, располагаться, вынимать, зажигать, вытирать, блестеть, блистать, предположить, сложить, прикасаться, вымокнуть, расстилать, постелить, равнина, сочетать, непромокаемый.

 


Категория: Словообразование | Добавил: lindrik (16.09.2008)
Просмотров: 5820 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Реклама
Наши партнеры
банкет
Выбирайте стол массажный для дома и массажная кушетка купить Воронеж - качество