Воскресенье, 04.12.2016, 08:53Приветствую Вас Гость | RSS
Современный русский язык и его история
Меню сайта
Категории каталога
Лексикология
Фразеология
Словообразование
Фонетика
Морфология
Реклама
Случайные статьи
Правописание частиц же, ли, бы, -таки, -на, постфиксов -то, -либо, -нибудь, префикса кое-.МЕЖДОМЕТИЕ.
Значение и употребление частиц не и ни.
Первообразные и производные предлоги.
Классификация словобразовательных типов в русском языке
Исторические изменения в морфемном составе и словообразовательной структуре русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения активного пассивного запаса.
Наш опрос
Нужен ли форум сайту morfema.ru?
Всего ответов: 463
Статистика

Онлайн всего: 1
Пришельцы: 1
Свои люди: 0

Современный русский язык


Главная » Статьи » Словообразование

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА СВЯЗАННЫЕ СО СЛОВООВРАЗОВАНИЕМ.

Один и тот же гласный звук данной морфемы в ударном и безударном положении чаще всего обозначается одной и той же буквой.
       Поэтому безударные гласные корня в случае сомнений необходимо проверять ударением, подбирая соответствующую форму данного слова или подходящее родственное слово, например: очаровать—  чары, зарядить — заряд, утонуть — утонет, утянуть — утянет, развевать — развёять, развивать — развить.
       Ударением можно также проверять безударные гласные приставки, суффикса и окончания, например: высота — высоты, паровой — столовый, походить — походя, у дороги — у реки.
       Упражнение. Запишите данные группы родственных слов с корнями
-став(л)-, -сто(j)-, -станов(л)-. С выделенными словами составьте предложения.
       1) -став(л)-: ставить, выставить, выставлять, выставка, выставочный, отставной, составитель, составлять, оставлять, заставлять, переставлять;
       2) -сто (j)-: застой, стоять, отстоять, выстоять, настоять, перестоять, устоять, самостоятельный, настоятельный, самостоятельность, настоятель;
       3) -станов (л)-: постановить, установить, постановление, постановка, обстановка, постановочный, установочный, установка.
       Упражнение. Запишите данные группы родственных слов и форм с корнями -драж-, -дрож -па(д)-, -да-. С выделенными словами составьте предложения.
       1) -драж-: раздражать, раздражить, раздражение, раздраженный, раздраженность, раздражитель, раздражительный, раздражительность;
       2) -дрож-: дрожь, дрожать, подрожать (на морозе), дрожащий, дрожание;
       3) -па(д)-: падать, пропадать, выпадать, отпадать, ниспадать, выпадение, ниспадающий, выпадающий, пропадающий;
       4) -да-: дать, давать, выдавать, задавать, передавать, отдавать, удаваться, выдавальщица, выдающийся.
       Упражнение. Запишите данные группы родственных слов и форм с корнями -раз(ж)-, -образ(ж)-, -свят(щ)-, -свет(ч, щ)-. С выделенными словами составьте предложения.
       1) -раз(ж)-: зараза, заразить, отразить, поразить, выразить, заражать, отражать, поражать, выражать, заражение, отражение, поражение, выражение, заразительный, поразительный, выразительный, выразительность, поразительность, заразительность, отраженный, пораженный, выраженный, зараженный;
      2) -образ(ж)-: образчик, изображать, воображать, отображать, преображать, изобразить, вообразить, отобразить, преобразить, изображение, воображение, отображение, преображение, изображаемый, воображаемый, отображаемый, преображаемый, изобразительный;
      3) -свят(щ)-: свято, святой, священный, посвятить, посвящать, посвящение, посвященный, святыня;
      4) -свет(ч, щ): светлый, освещать, просвещать, осветить, просветить, освещение, просвещение, освещенный, просвещенный, освещенность, просвещенность.
       Упражнение. Запишите данные группы родственных слов и форм с корнями -ви-, -ве (j )-, -вин-, -чар-, -един-. С выделенными словами составьте предложения.
       1) -ви-: развитие, развивать, увиваться, завиваться, обвиваться, развивающийся, увивающийся, обвивающийся, развиваться;
       2) -ве( j )-: веять, развевать, обвевать, развеваться, развевающийся, обвевающий;
       З) -вин-: невинный, вина, обвинять, обвинение, извинять, извинение, провиниться, извините;
       4) -чар-: чары, очаровать, чаровница, очаровательный, очарование, очаровательность, зачарованный, чарующий;
       5) -един- (-один-): единственный, соединять, объединять, разъединять, соединение, объединение, разъединение, уединяться, уединение, соединенный, объединенный, разъединенный, уединенный, объединительный.
       Упражнение. Запишите данные группы родственных слов и форм с корнями -мер-, -мир-, -ряд(ж)-, -ред(ж)-, -дав-. С выделенными словами со ставьте предложения.
       1) -мер-: мера, измерять, вымерять, перемерять, измерение, измерительный, измеряющий, примерять, примеряющий;
       2) -мир-: мирный, примирять, примирить, примиритель, примирительный,  примирение, примиряющий;
       3) -ряд(ж) -: зарядный, зарядить,  нарядить, разрядить, обрядить, вырядить, заряжать, наряжать, разряжать, обряжать, заряжающий, наряжающий;
       4) -ред(ж)-: редкий, редеть, редеющий, редевший;
       5) -див-: дивный, удавить, удивлять, удивление, удивительный, удивленность, удивляющий, удавленный, удивительно.
       Упражнение. Составьте сочинение на тему «Мой любимый поэт». Используйте в любой форме и в любом порядке следующие слова, сохраняя безударное положение гласных в их корнях.
       Выставочный, самостоятельность, раздражение, подражать, вы падать, отдавать, выдающийся, выразить, поражать, выражение, выразительный, изображать, воображение, священный, посвятить, просвещение, развиваться, обвинение, очаровательный, чарующий, соединенный, объединение, примиряющий, примеряющий, удивление, удивительный.

 


Категория: Словообразование | Добавил: lindrik (16.09.2008)
Просмотров: 7825 | Рейтинг: 3.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Реклама
Наши партнеры